Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Начальная школа д. Прилуки"
ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Статьей 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
предусмотрена ответственность за:
влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
Что должен знать и уметь ребенок:
уметь не только отказывать незнакомому взрослому, если тот предлагает куда-то с ним пойти, но и привлекать внимание прохожих, если такая ситуация возникает;
ребенок должен понимать, что его тело принадлежит только ему, и он имеет полное право сказать «нет» любому взрослому, отказать в прикосновении кому бы то ни было – другу, учителю, дяде, отчиму;
ребенок должен быть уверен, что ему не угрожает наказание, осмеяние, что вы не будете его ругать, если он пожалуется на слишком навязчивое внимание друга семьи или нападение на улице по дороге из школы;
внушите своему отпрыску, что он не виноват в том, что вызывает нездоровый интерес какого-то взрослого, что существуют способы избавиться от такого интереса (часто педофилы запугивают маленькую жертву или стыдят ее, но могут отступить, если встречают открытое сопротивление ребенка.
Настораживающие признаки
У детей, пострадавших от жестокого обращения, могут проявляться следующие физические и поведенческие признаки:
синяки под глазами либо ушибы на обеих сторонах головы или тела (случайные ушибы, как правило, обнаруживаются только на одной стороне головы или тела); часто появляющиеся увечья, такие как синяки, порезы, ожоги, особенно, если ребенок не в состоянии предоставить разумное объяснение их появлению; враждебное или агрессивное поведение ребенка;
пассивное, отчужденное, лишенное эмоций поведение ребенка и боязнь возвращаться домой или испытываемое им чувство страха по отношению к родителю (родителям); непристойные действия сексуального характера (с игрушками или другими предметами); замкнутость или чрезмерная привязанность к другим людям;
изменения характера; чувство незащищенности; регресс в сторону поведения, характерного для более раннего возраста (например, ребенок начинает мочиться в постель или сосать палец);
очевидное недоедание ребёнка, апатия или быстрое переутомление; случаи, когда ребенок занимается воровством или попрошайничает; не ухоженность ребенка, недостаточная личная гигиена, рваная и грязная одежда; ситуации, когда ребенок нуждается в очках, услугах стоматолога и других медицинских услугах, но долго их не получает;
случаи, когда ребенок часто пропускает школу или опаздывает на занятия;
ситуации, когда ребенок лишён надлежащего надзора;
ситуации, когда ребенок оставлен без надзора на длительный срок.
Вы должны знать, какие действия являются формами жестокого обращения с ребенком
при необходимости позвоните (см. «Куда обратиться за помощью»).
Как действовать
При поступлении сообщения о факте жестокого обращения с ребенком, данную семью посетит социальный педагог (и/или в отдельных случаях сотрудник милиции).
Они также проконсультируются со специалистами других служб, чтобы принять меры для оказания вам и вашему ребенку необходимой помощи.
Что говорить
Если у вас есть какие-либо сомнения относительно того, правильно ли вы сами (либо кто-то другой) обращаетесь с ребенком, обратитесь к специалистам за соответствующей консультационной и психологической помощью.
Профилактика
Ребенок должен знать: как вести себя в ситуации возможной опасности; как ответить «Нет» на просьбы взрослого, которые он не желает выполнять; что вы всегда внимательно его выслушаете, когда он рассказывает о своих опасениях и переживаниях; к кому обратиться за помощью и как добраться до безопасного места в случае опасности.
■Родители несут ответственность за безопасность ребенка.
■При подтверждении подозрений в жестоком обращении с ребенком и/или неудовлетворение его основных жизненных потребностей, специалисты служб защиты детства принимают необходимые меры.
■При принятии решений по поводу случаев жестокого обращения требуется проведение тщательного социального расследования всех обстоятельств.
■Специалисты служб защиты детства стремятся привлекать семьи к изучению ситуации и оказанию необходимой помощи.
■Наилучший уход ребенок может получить только в своей родной биологической семье.
Специалисты системы защиты детства принимают необходимые меры в ситуациях, когда родители не способны обеспечить ребенку защиту и сами нуждаются в помощи и поддержке. Специальная междисциплинарная команда специалистов проведет социальное расследование на основе полученной информации о фактах жестокого обращения и/или неудовлетворения основных жизненных потребностей в отношении ребенка с целью обеспечить его защиту.
Существует множество мифов о насилии в отношении детей. Реальность же такова:
1.Дети могут никому не рассказывать о совершенном против них насилии, даже тем, кому полностью доверяют.
Дети часто не в состоянии рассказать о том, что они были подвержены насилию, или понять, что с ними произошло. Однако родители или опекуны могут догадаться о случившемся по определенным признакам.
2.Факты насилия над ребенком не всегда легко распознать.
Во многих случаях требуется проведение изучения случая насилия над ребенком и его семьи с целью выяснить все обстоятельства произошедшего и определить, какая помощь и защита необходимы в данном конкретном случае. В связи с этим, в некоторых случаях требуется определенное вмешательство в семейную жизнь. Специалист проведет беседу с целью собрать информацию о положении, сложившемся в данной семье, выяснит, как часто имели место случаи жестокого обращения и насколько они были серьезны, а также какие последствия они имели для ребенка. На основе всех этих
факторов будет определено, какие меры должны быть приняты для обеспечения защиты ребенка и семьи.
По закону специалисты системы защиты детства обязаны проводить социальное расследование в отношении всех случаев жестокого обращения с детьми.
Не только специалисты соответствующих социальных служб несут ответственность за обеспечение защиты детей. Во многом успех их работы зависит от информации, полученной от родителей, семей, других специалистов, и местных жителей, которым знакомы проблемы детей, проживающих на территории населенного пункта. Это позволяет оказать семье необходимую помощь, еще до того как ситуация существенно осложнится
Настораживающие признаки
Дети могут убегать и не посещать занятия в школе. Они не всегда могут рассказать вам о том, что происходит.
Обратите внимание на изменения в настроении, поведении, внешнем виде ребенка, происходящие по непонятным для вас причинам.
Также вы можете заметить следы ударов на теле ребенка, происхождение которых он не может объяснить.
Как действовать
Обратитесь к классному руководителю, чтобы заручиться его/ее поддержкой и добиться принятия необходимых мер.
Если насилие над ребенком совершалось вне пределов школы, обратитесь к родителям ребенка, причастного к этому, и вместе найдите способ решения данной проблемы.
Что говорить
С насилием нельзя мириться.
Ребенку лучше уйти, обратиться к взрослому или другу и не вступать в драку.
Родители должны выслушать ребенка и всячески его поддерживать.
Профилактика
Говорите с ребенком о том, как прошел его день в школе.
С самого раннего возраста прививайте уважение к окружающим.
Объясните ребенку, что любые предрассудки и агрессивное поведение - недопустимы.
■Ребенок имеет право не подвергаться насилию.
■Насилие над ребенком со стороны сверстников - недопустимо.
■Любой ребенок, независимо от возраста, может подвергнуться насилию со стороны сверстников.
■Если вы подозреваете, что ваш ребенок подвергается насилию со стороны других детей, необходимо незамедлительно принять соответствующие меры.
■Дети должны знать, как защитить себя и к кому обратиться за помощью.
■Научите ребенка правилу «Беги, кричи и расскажи».
Пережить насилие со стороны сверстников очень страшно. Оно может привести к самоизоляции ребенка или полной потере уверенности в себе. Постоянные придирки и издевательства могут иметь долговременные негативные последствия, приводящие к депрессии и даже мыслям или действиям, ведущим к самоубийству.
Учеба в школе - период в жизни ребенка, когда влияние сверстников имеет очень большое значение, и «быть как все» кажется чрезвычайно важным. Если по какой-то причине другие дети считают какого-то ребенка не таким как все, он может быть подвергнут постоянным насмешкам и издевательствам. Как это ни печально, но мы по-прежнему живем в обществе, где быть другим часто означает быть объектом для насмешек и издевательств (при этом дети зачастую копируют поведение родителей/ взрослых), что приводит к проявлению таких же предрассудков у следующего поколения. Очень важно быть готовым к тому, что ваш ребенок может подвергнуться насилию и уметь распознать признаки этого.
Вы можете считать, что ваш ребенок никогда не станет жертвой насилия со стороны других детей, но в реальности это может произойти в любой момент с любым ребенком.
Хулиганы, которые постоянно досаждают другим детям, также нуждаются в поддержке и помощи. Возможно, подобное их поведение - результат того, что им пришлось пережить сложные ситуации в семье. Сообщая об имеющихся у нас подозрениях в отношении таких детей, мы помогаем им получить необходимую помощь.
Если ребенок рассказывает вам о своем друге или каком-то другом ребенке, который подвергается насилию, внимательно выслушайте его и отнеситесь к этому серьезно. Возможно, ребенок, о котором идет речь, не может сам рассказать о том, что с ним происходит. Не бойтесь обратиться за помощью (см. раздел «Куда обратиться за помощью»),
В школах должны применяться меры, направленные на предотвращение любых проявлений насилия над учащимися со стороны других учащихся. Однако одни лишь действия администрации школы не могут гарантировать успех, и здесь очень важно наладить взаимодействие школы и родителей.
Настораживающие признаки
Любое проявление насилия в отношениях между взрослыми оказывает негативные последствия на детей.
Обратитесь за помощью как можно раньше.
Чем дольше продолжается насилие, тем более опасны его последствия.
Как действовать
Сообщите о случаях насилия, совершенных в отношении вас или кого-либо другого, в милицию или на местный телефон доверия.
Если вы подозреваете, что насилие совершается в отношении вашего ребенка, поговорите с ним об этом.
Если необходимо, обратитесь за помощью к социальным педагогам или психологам школы/социально- педагогического центра.
Что говорить
Детям требуется время, чтобы они смогли говорить о своих чувствах по поводу совершенного насилия.
Ребенок должен знать, что это не его вина и что такой вид отношений является неприемлемым.
Профилактика
Родитель, совершивший насилие, может проявить ответственность и обратиться за помощью, чтобы больше подобного не совершать.
Очень важно демонстрировать положительный пример для детей, чтобы они перенимали позитивный тип поведения.
■ Дети, которые часто видят насилие в семье, перенимают модель поведения, основанную на применении насилия.
■ Домашнее насилие может иметь для детей серьезные и долгосрочные последствия.
■ Часто в ситуации домашнего насилия также имеет место и жестокое обращение ( ребенком.
■ Дети часто винят самих себя в происходящей ситуации домашнего насилия.
■ Злоупотребление алкоголем тесно связано с домашним насилием.
■ По статистике, каждая четвертая женщина может подвергнуться домашнему насилию в тот или иной период своей жизни.
■ В ситуации домашнего насилия беременные женщины оказываются наиболее уязвимыми.
Домашнее насилие является преступлением и серьезной социальной проблемой, оказывающей влияние на многие семьи. В 90% известных случаев домашнего насилия дети находились в момент совершения насилия либо в той же, либо в соседней комнате. В подавляющем большинстве случаев насилие совершается мужчинами, а жертвами становятся женщины и дети, хотя есть факты, когда жертвами становились мужчины.
Последствия для ребенка, ставшего очевидцем ситуации насилия в семье, могут быть самые разные. Но можно с уверенностью утверждать, что дети все видят и слышат и хорошо знают о происходящем в семье.
Дети перенимают модели поведения, которые им демонстрируют родители. Наблюдая насилие в семье, ребенок перенимает неверные модели взаимоотношений в семье и с окружающими.
Например,
Многие не могут понять, почему люди остаются или возвращаются в дом, где совершается насилие. Совокупность нескольких факторов, таких как страх, любовь, риск стать бездомным и финансовая зависимость, часто не дают им уйти, а некоторые пытаются настоять на своем и заставить уйти человека, совершающего насилие.
Краткосрочные последствия:
Даже непродолжительная ситуация домашнего насилия может иметь для ребенка серьезные последствия: ребенок может испытать сильный испуг, замкнуться в себе, начать мочиться в постель, он может убежать из дома, стать агрессивным, у него могут наблюдаться поведенческие проблемы, ухудшение успеваемости в школе, может снизиться концентрация внимания и развиться эмоциональная неустойчивость.
Долгосрочные последствия:
Чем дольше ребенок живет в ситуации насилия в семье, тем более пагубными могут быть последствия:
Если вас беспокоит ситуация домашнего насилия, найдите человека, с которым вы можете об этом поговорить.
Если вы сами склонны к агрессии и насилию, вы также можете обратиться за помощью в соответствующие учреждения и организации, чтобы прекратить свое опасное поведение.
Если вы подвергаетесь насилию - помните, что вы не одни. В Беларуси существует много организаций и специалистов, которые могут вам помочь. Вы можете сообщить о случаях домашнего насилия в территориальный центр социального обслуживания населения, милицию, где ваша информация послужит ценным свидетельством в будущем для предъявления обвинений лицу, совершившему насилие.
Вы можете обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по факту совершения насилия.
Телефоны доверия и экстренная психологическая помощь
Брест
170 (круглосуточно только с городского телефона!)
8 (0162) 25 57 27 (круглосуточно)
Информация о номерах телефонов других учреждений здравохранения имеется на сайте Министерства здравохранения (www.minzdrav.gov.by).
Информация об общественных объединениях и социальных партнёрах, оказывающих помощь в трудных жизненных ситуация
Работаем с проблематикой: компьютерной зависимости, алкоголизмом, наркоманией, суицидальными тенденциями поведения и депрессиями в семейной и подростковой среде. тел. +375 29 528 16 89 с 10:00-18:00, г Брест ул. Карьерная 11
24023 г.Брест, ул. Советской Конституции, 8A zdorovie@brest.by
Телефон 20 08 16 - работает круглосуточно
Врач, ответственный за работу по формированию здорового образа жизни -
Яковчиц Татьяна Вячеславовна-тел.42-84-42
г. Брест, ул. Сов. Конституции, д. 8. asu_bcp@brest.by
Телефон "горячей линии"-40-66-69
Главный врач- КЛЯУС СЕРГЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМОВИЧ-тел. 42-62-87
224028 г.Брест ул. Лактионова 11 BRPOL6@tut.by
Телефон " горячей линии": 8 0162 58-09-93
адрес: 224013, г. Брест, ул. Халтурина, 8., тел. 21-40-83, электронная почта: tcson_ brest@mail.ru
Телефон «Горячая линия» - 20-94-82
Психологическая помощь: Павлюковец Ольга Анатольевна - заведующий отделением социальной адаптации и реабилитации. Психолог. Магистр психологических наук. Телефоны: 20-94-80, (29)525-02-56
Эл. Адрес: o.pavl.4@mail.ru
“Кризисная” комната: 20-94-80
“Дом без насилия”: оказание помощи пострадавшим от домашнего насилия
Анонимность гарантированна
8(029) 892 88 07 (круглосуточно)
Адрес: 224030, г. Брест, ул. Советская, 53
Телефон +375 162 21 66 75
E–mail – socby@tyt.by Сайт – www.soc.by
Адрес: 224007, г. Брест, ул. Гаврилова, 7/1.
Директор: ЗИМИНСКАЯ Оксана Евгеньевна. Тел.: 8 (0162) 41-79-36.
E-mail: veda-brest@rcit.by
Адрес: Брест, улица Будённого, 48
Контактные данные: телефон директора +375162216646,
телефон общий +375162213975, эл.адрес stimulckro@rcit.by
Директор-ЖУК Татьяна Васильевна.
Телефон: 8 (0162) 41 51 18.
Педагоги социальные:
ПОЛХОВСКАЯ Снежана Алексеевна.
Телефон: 8 (0162) 97 66 25.
КУЗЬКО Ирина Васильевна.
РОМАНОВСКАЯ Ольга Геннадьевна.
Педагоги психологи:
РЫБАЧУК Ольга Георгиевна.
БАБИЧ Анна Александровна.
Левошко Инесса Иосифовна, высшая категория
http://www.levoshko.by/
+375 29 722-85-75 +375 29 187-21-31
Направления деятельности:
+375 29 528 16 89
Tyman20152015@yandex.ru
Магистр психологических наук
Руководитель амбулаторной и стационарной программ реабилитации для зависимых
Председатель ГОО ”Трезвая сила”
Ассоциированный тренер МГИ
Телефоны доверия:
Телефон доверия УВД Брестского облисполкома (+375 162) 20-08-16
Телефон доверия Брестского областного УМЧС (+375 162) 42-85-31
Телефон доверия УКГБ по Брестской области (+375 162) 23-43-80
Горячая линия управления здравоохранения Брестского облисполкома (+375 162) 28-58-73
Телефон доверия Брестского областного центра здоровья (+375 162) 20-15-55
Горячая линия КУМПП "Брестское ЖКХ" (+375 162) 23-90-56
Горячая линия Брестского областного наркодиспансера - информация о специализированной наркологической помощи в организациях здравоохранения (+375 162) 28-58-73 Телефон "горячей линии" УЗ "Брестская центральная поликлиника": 8 0162 40-66-69 ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) «Веда» г. Бреста», Московский район г.Бреста Телефон: (8-0162) 216646, 213975 ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) «Стимул» г. Бреста», Ленинский район г.Бреста Телефон: (8-0162) 23-78-87, 23-99-51 Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста Телефон «Горячая линия» - 20-94-82 ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Брестского района» Телефон +375 162 20 94 85 ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г.Бреста» Телефон +375 162 21 66 75
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА
ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!
ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь
Памятка по профилактике насилия
Насилие – это применение или угроза применения силы, которое может привести к нанесению телесных повреждений, вреда здоровью, лишениям или даже к смерти.
Сексуальные злоупотребления
Принудительная проституция и организованная педофилия – это другие формы сексуальных злоупотреблений, когда ребенка заставляют заниматься половыми актами с незнакомыми людьми и другими взрослыми за деньги, выплачиваемые взрослому сутенеру. Дети в ситуациях вооруженных конфликтов, перемещенные, дети мигрантов и беженцев, дети в интернатах, дети, оставшиеся без поддержки семьи и дети, живущие в бедности, особенно уязвимы ко всем формам сексуальной эксплуатации. Родители, учителя, работники социальных служб и политики – все должны участвовать в защите детей от сексуальных злоупотреблений.
Торговля детьми
Ребенок, ставший жертвой торговли людьми – это любой человек, не достигший возраста восемнадцати лет, которого вербуют, перевозят, передают, укрывают или получают с целью эксплуатации, либо внутри страны, либо за ее пределами. В некоторых случаях детей обманывают, им обещают путешествие и новую школу; в других случаях нищие семьи продают детей за деньги.
Уязвимые группы детей
К ним относятся
Памятка по профилактике насилия по отношению к детям
Памятки для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей
Уважаемые родители!
Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы – самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя».
«Правило пяти «нельзя».
– Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
– Нельзя заходить с ними вместе в подъезд, лес и другие нелюдные места.
– Нельзя садиться в чужую машину.
– Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
– Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»
– Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
– Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.
– Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
– Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?
– Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;
– Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;
– Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;
– Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;
– Отсутствие целей и планов на будущее;
– Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;
– Пессимистическая оценка своих достижений;
– Неуверенность в себе, снижение самооценки.
– Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием. – Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы. – Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность). – Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей. – Признаки, связанные со здоровьем. – Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях. Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.
Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.
— Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
— Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
— Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.
— Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
— Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
— Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения.
Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.
Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье? Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка. Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.
В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.
– Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где ис кем проводят время. – Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить сребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.
– Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
– Расскажите ребёнку, сто если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
– Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
– Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы.
– Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично. Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.
– Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.
«Профилактика насилия в семье»
«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали,
Побег зелёный выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит».
Саади
Уважаемые родители! «Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг, предназначенный богом». Эти слова из книги Али Акбара Фурутана «Отцы, матери, дети». Эти слова как приглашение к разговору. Каждый должен подумать: комфортно ли в вашем доме ребёнку? Имеется в виду не только материнская сторона (здесь нет границ), но и морально, душевно.
Воспитание ребёнка — главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответсвующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.
Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.
Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых, к сожалению, не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
К психической форме насилия относятся:
— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
— угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
— преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
— безработица, постоянные финансовые трудности;
— постоянные супружеские конфликты;
— статус беженцев, вынужденных переселенцев;
— низкий уровень культуры, образования;
— негативные семейные традиции;
— нежелательный ребенок;
— умственные или физические недостатки ребенка;
— «трудный» ребенок.
К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране множество детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год есть случаи, где дети избиваются родителями, несовершеннолетние становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Дети уходят из дома, спасаясь от родителей.
Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей. даже не догадываются о таких фактах:
Помните, насилие — порождает насилие!
Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:
— Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
— Объяснением. Кратко объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.
— Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь, пока проступок повторится.
— Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.
— Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят, и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.
Также в заключении хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя:
Помните, то ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.
Уважаемые родители! Разумно любите своих детей, создавайте комфортные условия для них.
Существуют люди, которые являются хозяевами своей жизни. Они уверенно идут по избранному пути, добиваются цели и притягивают к себе удачу. Но есть и такие, которые постоянно попадают в неприятные ситуации и становятся жертвами. Личные качества таких людей вызывают недоумение, особенно если они направлены им во вред.
В современной психологии для обозначения модели поведения, которая предрасполагает к возникновению опасных для жизни и здоровья обстоятельств, используется термин – виктимность.
Что такое виктимность?
Виктимность – это особенность поведения человека, который ненамеренно навлекает на себя агрессию со стороны других людей. Термин произошел от латинского слова «victima» — жертва. Понятие широко употребляется в виктимологии – междисциплинарной области криминологии, исследующей процесс становления жертвой преступления. Свойство быть жертвой можно рассматривать как патологию. Виктимность и виктимное поведение проявляются в разных сферах жизни. Но глубже всего феномен рассмотрен в семейных отношениях.
Виктимность в психологии
Феномен жертвы находится на перекрестке юридической и социальной психологии. С точки зрения последней виктимное поведение – это отклонение, основанное на таких факторах, как:
Комплексу виктимности больше всего подвержены дети подросткового возраста. Этот возраст связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремлении приобщиться к миру взрослых, поведенческой ориентацией на нормы и ценности этого мира. Подросток, воспитывающийся в условиях интернатного учреждения, сложнее проходит (переживает) данный этап. Особенности его психического развития проявляются, в первую очередь, в системе взаимоотношений с окружающими людьми, формируют поверхностные чувства, иждивенчество, осложнения в становлении самосознания, «способность не углубляться в привязанности» и другое. У таких детей, как правило, не развиты высшие чувства, связанные с нравственно-моральными ценностями. Подросток вынужден адаптироваться ко всем детям, проживающих в учреждении. Вместе с тем, его контакты с ними поверхностны, нервозны и поспешны: он требует к себе внимания и одновременно отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет отвечать на нее нужным образом. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к отрицательным последствиям. Подросток неосознанно ищет экстремальные ситуации, провоцирует агрессию со стороны взрослых, сверстников и даже животных.
КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВИКТИМНОСТЬ: ПРИЗНАКИ
Человек с виктимным поведением имеет специфический характерологический портрет, особое мировоззрение и восприятие своей личности, что обуславливает его деструктивное мышление и провокационные действия. Он «притягивает» к себе, как магнит, недоброжелателей, преступников, манипуляторов и приносит себя в жертву ради благ окружающих, терпит любую несправедливость, молча сносит обиды, поступает наперекор своим интересам и желаниям.
У людей с виктимным поведением всегда имеются проблемы в отношениях. К ним быстро теряют интерес окружающие их люди, поскольку пребывать рядом с запуганной жертвой непрестижно и неинтересно. Человек с виктимным поведением постоянно попадает в опасные ситуации, его прогоняют с места в автобусе, выталкивают из очереди в магазине. Окружающие манипулируют им, злоупотребляют его безотказностью и мягкосердечием.
Стоит отметить, что беспомощность жертвы очень заметна окружающим. Идеальный объект, образ которого притягивает преступников, выглядит так: сутулые плечи, сгорбленная спина, сжатые движения, потухший взгляд, опущенная голова, неуклюжая поступь. Жертва всем видом дает понять, что она погружена в свой внутренний мир и боится всего происходящего во внешней среде.
Однако, сам человек не понимает, из-за чего он становится регулярно жертвой и испытывает страдания. Он, как и другие люди, хочет внимания, уважения, признания, но не способен разобраться в причинах пренебрежительного отношения к нему, не может вести себя по-другому. Его модель поведения – бездумные, неосторожные, провокационные действия, которые вызывают желание унизить его и причинить вред.
Интуитивно человек стремится не показывать свои слабости в присутствии потенциального врага, избегать конфликтных и опасных ситуаций. Если же этого не случается – проявляется виктимное поведение жертвы. Что же провоцирует поступки индивида, совершая которые он навлекает на себя беду? Выделяют три вида людей, провоцирующих насилие над собой:
Неадекватная самооценка, тревожность, эмоциональная неустойчивость делает человека подверженным риску стать пострадавшим. Причины виктимного поведения зачастую кроются в семейных отношениях. Предпосылкой его возникновения становятся такие факторы, как:
Признаки виктимности
В ситуациях, где проявляет себя психология жертвы, виктимное поведение отражается в правомерных и неправомерных поступках, которые могут никак не повлиять на совершение преступления, а могут сыграть решающую роль. Виктимный тип проявляет себя по-разному: в эмоциональной неустойчивости, тяге к подчинению, сложностях в общении, искаженном восприятии своих чувств и т.д. Если люди склонны неправильно реагировать в опасные для жизни моменты, они, скорее всего, попадут в переделку. Личную виктимную принадлежность определяют такие качества характера, как:
Виктимное поведение и агрессия
В отношениях преступник-потерпевший в половине случаев совершенное насилие – это вина взаимодействующих людей, а не стечение обстоятельств. Одни люди уязвимы в большей мере, другие в меньшей, но в абсолютном большинстве преступлений действия потерпевшего становятся толчком к агрессии. Что можно делать «не так»? Вести себя дерзко, нарываясь на неприятности или, напротив, вяло, безэмоционально. При этом психология виктимного поведения такова, что потенциальная жертва сама склонна к агрессии и насилию.
Виктимность и личностная, и профессиональная
Всякая виктимная личность нестабильна. Проблемы возникают при психологических и социальных (а, возможно, и физиологических) свойствах индивида. Но синдром жертвы проявляет себя по-разному. Выделяют четыре его разновидности, которые в реальной жизни могут накладываться один на другой:
КАК ФОРМИРУЕТСЯ ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПРИЧИНЫ ПОЗИЦИИ ЖЕРТВЫ
Психологи указывают, что формирование виктимной модели поведения происходит в детские годы. Основные причины появления виктимности у ребенка – взросление в асоциальной среде, неправильная стратегия воспитания со стороны родителей, отсутствие согласованности в действиях матери и отца. Вследствие недостатка родительской любви у детей складывается устойчиво заниженная самооценка, которая в дальнейшем может привести к личностным отклонениям и невротическим расстройствам. Низкая самооценка проявляется в нерешительности, неуверенности в незнакомой ситуации, низкой инициативности. Отсутствие постоянно заботящейся значимой фигуры, безусловного принятия взрослым, необходимость постоянно приспосабливаться и желание заслужить хорошее отношение приводят к формированию зависимости от других, потери собственных ценностей, принципов и ориентиров.
У воспитанников интернатных учреждений чувство «Я» также слабо сформировано. Не понимание причины, почему ребенок остался без родителей, является фактором, препятствующим созданию собственной идентичности. Для него характерно простое, нерасчлененное отношение к себе, носящее оценочный характер. Под действием хронических негативных обстоятельств на подсознательном уровне у незрелой личности закладывается фундамент для специфического жизненного сценария, в которой все аспекты базируется на восприятии себя, как жертвы.
Опишем несколько типичных моделей семей и ситуаций, которые могут привести к формированию виктимности.
Виктимизации ребенка может способствовать низкий социально-экономический статус семьи. Речь идет о семьях с жизненной неустроенностью одного или обоих родителей, с низким уровнем достатка, асоциальным поведением взрослых. Риск формирования виктимности повышается у детей из откровенно неблагополучных семей – алкоголиков, наркоманов, лиц, страдающих игровой зависимостью.
В «группе риска» находятся и дети из неполных семей, в которых часто не могут рассчитывать на полноценную социальную и эмоциональную поддержку. Матери, которые одни воспитывают своих детей, нередко проецируют на детей свои нервные состояния, результатом чего является эмоциональная изоляция, жестокое обращение или навязывание чувства глубокой вины.
Еще одна «группа риска» – молодые семьи, где родители в силу своего возраста не способны обеспечить условия для правильной социализации ребенка. Речь может идти как о финансовой неустроенности молодой семьи, так и неадекватных знаниях о ребенке или нежелании заниматься его воспитанием. Такой малыш растет в обстановке эмоционального отчуждения и неудовлетворенных потребностей, что создает предпосылки для его виктимизации.
Неблагоприятные нормы и стили семейного воспитания
Ошибки воспитания в раннем детстве играют ключевую роль в формировании виктимной личности. Наиболее высок риск виктимизации в неблагополучных семьях, в которых ребенок становится свидетелем аморального образа жизни родителей, испытывает недостаток опеки или же вовсе оказывается безнадзорным. Заброшенные и эмоционально отверженные дети уже в раннем подростковом возрасте демонстрируют признаки асоциального поведения – убегают из дома, проявляют тягу к вредным привычкам и криминогенному окружению.
Виктимность может формироваться и у детей из внешне благополучных семей. Наиболее типичными являются ситуации, когда при формальном присутствии родительского контроля ребенок испытывает недостаток внимания, тепла и заботы. Родители из-за своего карьеризма, финансовых проблем или супружеских сложностей не включаются во внутреннюю жизнь ребенка – он одет и накормлен, но взрослым не важны его мысли, его достижения, переживания и тревоги. Эмоциональное отвержение наталкивает ребенка на мысль, что его не может любить никто – ни родители, ни окружение, он заслуживает такого отношения, вследствие чего падает его самооценка и подсознательно закрепляется жизненная установка.
Развитию виктимности способствует внушение ребенку неправильных поведенческих норм. Многие родители закладывают в сознание детей ошибочный образ «хорошего» человека как покорного, мягкосердечного и нетребовательного. В гипертрофированном варианте у такого ребенка отсутствует чувство лидерства и независимости, самостоятельности и уникальности, он начинает жертвовать личными интересами во благо других.
Виктимность как последствие гиперопеки
Распространенная ошибка воспитания, способная спровоцировать виктимное поведение, – родительская гиперопека, когда чрезмерное внимание и забота о ребенке сочетаются с мелочным контролем всех аспектов его жизни. Виктимные последствия гиперопеки проявляются обычно в подростковом возрасте и могут приобретать разную форму в зависимости от психотипа ребенка.
Активные и решительные дети стремятся вырваться из родительской орбиты – они поднимают бунт против сложившихся отношений, демонстрируют вызывающее поведение, тягу к асоциальным компаниям, стремятся как можно раньше освободиться от зависимости взрослых и покинуть родительский дом. У спокойных, рассудительных и уравновешенных детей, находившихся в объятиях родительской гиперопеки, все наоборот. У них развиваются другие виктимные качества – несамостоятельность, робость, отсутствие инициативности, неумение защищать себя.
Факторы риска вне семьи
Виктимное поведение ребенка может сформироваться под воздействием внесемейных обстоятельств. Следует отметить, что в большинстве случаев семейные и внесемейные факторы находятся в тесной связке. Если ребенка унижают дома, велика вероятность, что его подавленностью и эмоциональной уязвимостью будут пользоваться и сверстники. И наоборот: ребенок, имеющий здоровую самооценку, привыкший делиться с родителями своими проблемами и знающий от них, как поступать в сложных ситуациях, сможет дать отпор недоброжелателям и не станет жертвой буллинга.
И все же поговорим о тех внесемейных факторах, которые могут привести к развитию виктимного поведения. Прежде всего, это сложности в общении со сверстниками. Они могут принимать самые разные формы: от простой замкнутости и нелюдимости ребенка до его травли одноклассниками. Нередко источником эмоционального прессинга выступают учителя, с которыми у ребенка по тем или иным причинам не сложились отношения. Своими действиями они могут формировать чувство неполноценности у ребенка, публично унижать его перед классом и т.д.
В раннем подростковом возрасте причиной возникновения виктимного поведения может стать вовлеченность ребенка в антисоциальные группы. В самом явлении субкультур, к которым тяготеет любой подросток, нет ничего плохого, но только если они не носят деструктивный характер.
В пестрой палитре современных субкультур существует немало и объективно опасных молодежных движений. Примером может служить молодежная субкультура «А.У.Е.» (аббревиатура от «Арестантский Уклад Един»), сторонники которой пропагандируют криминальный уклад и придерживаются соответствующего поведения. Не менее опасны другие ультраправые группировки, которые проявляют открытые формы насилия по отношению к людям, не соответствующим их идеологии. Вероятность стать жертвой в таком кругу для подростка значительно выше. В подобных движениях культивируется конфликтность, враждебность, агрессивность, из-за чего подросток становится несдержанным и конфликтным. Привычка устраивать разборки по малейшему поводу приводит к тому, что зачинщик сам рано или поздно получает тяжелые увечья и становится жертвой.
ТИПЫ ВИКТИМНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ И ПРИМЕРЫ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Аутовиктимные
Аутовиктимные — это люди, которые добровольно приняли на себя роль жертвы. Если им предъявить условную ситуацию, в которой есть жертва, преследователь, спаситель, плюс другие какие-то роли, и спросить, в какой роли здесь они видят себя, то аутовиктимный будет идентифицировать себя именно с ролью жертвы. В большинстве ситуаций они настроены на её печальный исход и свои страдания.
В их чертах характера явно прослеживаются зависимость, паразитизм, депрессивность, манипулятивность, демонстративность и агрессия, направленная на самого себя (аутоагрессия). Они вызывают чувство жалости, сочувствия и желание помочь. Однако, чем больше сочувствуют и помогают аутовиктиму, тем больше он «расслабляется», надеясь на то, что за него все сделают, все решат, всегда помогут и т.д. Сам он в результате становится всё ленивее и беспомощнее, а это, порождает новые причины для жалоб. В такую игру виктимный человек может втягивать всё большее количество людей. Многие семьи на протяжении всей жизни не могут выйти из заданных виктимом ролей. Среди «втянутых» часто оказываются сердобольные соседи и коллеги по работе, друзья и все, кто только может быть рядом. Озабоченные благополучием опекаемого, люди, даже и не подозревают, что их чрезмерная забота отрицательно влияет на объект их неустанного внимания. Если в семье вырастили аутовиктима, то его будущее зависит от референтной (значимой для него) группы, в которой он находится.
Виктимные
В отличие от предыдущего типа личности, этот тип не сам выбрал роль жертвы. Эта роль предписывается обществом. Именно оно и ставит виктима в определенные заданные рамки поведения. Своими нормами, принципами, видением роли этого человека в семье или в школе, окружение постоянно диктует, как он должен себя вести. Ему предъявляются требования типа: «послушный ребенок делает так…», «от хорошего ученика ожидается то-то…» Окружение манипулирует человеком, а тот, в свою очередь, вынужден жить по заданной программе, ожидаемой этим окружением.
Человек может мучиться от навязанной ему роли, но будет покорно её исполнять, поскольку либо не видит другого выхода, либо очень боится общественного мнения. По сути это раздавленная, безликая личность. Он постоянно стоит перед выбором: «Кому я сейчас должен угодить?
Гипервиктимные (виктим- агрессор)
Гипервиктимы – это активисты от виктимов. Они постоянно находятся в состоянии раздражения, тревожности, беспокойства и агрессии. В дополнение ко всему их может подстегивать чувство вины, навязанное со стороны. Так появляются люди, не думающие о последствиях своего поведения, ведомые лишь удовлетворением обострённой потребности вылить свою неудовлетворенность на других.
Гипервиктимные личности отличаются кризисным стилем реагирования при возникновении и преодолении трудностей. Пессимистичность, нежелание и неумение радоваться жизни, а также жалость к самим себе – постоянные спутники гипервиктимных. Их поведение часто порождает конфликтные ситуации, в которых они и оказываются жертвой, проявляя негативные эмоции и обрушивая их, не задумываясь о последствиях. Так, например, мама, постоянно подавляющая сына своими претензиями, огорчениями и требованиями, может спровоцировать в дальнейшем поведение человека, который потом будет искать жертву, похожую на него.
ФОРМИРОВАНИЕ ВИКТИМНОЙ ЛИЧНОСТИ
«Это не честно! Ты постоянно на меня кричишь, даже когда я не виноват!» Знакомые слова? Каждый раз, когда вы в чем-то отказываете ребенку, ограничиваете его в чем-либо или устанавливаете правила, он говорит, что это нечестно? Он бурно реагирует на любые требования и отказывается брать ответственность за свои поступки? При любых обстоятельствах он считает, что с ним поступают несправедливо – иными словами, считает себя жертвой? Такая модель поведения свидетельствует о виктимном мышлении ребенка (от англ. victim – жертва).
Виктимное мышление является одной из форм сопротивления ребенка: так он избегает ответственности за свои поступки. Данное поведение рассчитано на эмоциональную реакцию родителей: мы невольно задумываемся, не слишком ли мы строги или несправедливы с ребенком, и начинаем испытывать вину из-за того, что в чем-то его ограничиваем. Чувство вины заставляет нас снижать ожидания от ребенка. Виктимное мышление мешает научиться устанавливать здоровые отношения во взрослом возрасте. Для того, чтобы научиться жить в реальном мире взрослых, следует обрести новые навыки. Но сначала нужно обратить внимание на поведение, которое приводит к виктимному мышлению.
Ребенок может использовать иррациональные или ошибочные модели мышления, которые часто негативно влияют на его эмоции и вызывают виктимное поведение. Иными словами, когда ребенок думает, как жертва, он начинает чувствовать и поступать как «жертва.
Рассмотрим некоторые ошибки мышления, приводящие к виктимному мышлению и поведению.
Позиция жертвы, которая выражается подобными фразами: «Почему вы заставляете меня делать работу по дому? С утра я в школе, потом делаю уроки. У меня не остается времени для себя. У меня нет времени выполнять работу по дому!» Данная позиция выражается в следующих чертах:
Несправедливость, которая выражается подобными фразами: «Когда брат был в моем возрасте, вы никогда не заставляли его убирать в комнате. Это все потому, что он – мальчик, а я – девочка! Вы всегда относитесь к нему лучше, чем ко мне! Это несправедливо!» Признаками такого поведения могут быть:
Уникальность, которая выражается подобными фразами: «Вы никогда меня не поймете, потому что я для вас не так важна, как моя сестра! Это потому, что мне не нравится то, что нравится вам!» Такая модель поведения может проявляться в следующем:
Оправдание, которое выражается подобными фразами: «Ты начала кричать на меня без причины, я разозлился и разбил вазу. Не кричи на меня!» Такая модель поведения проявляется в следующих чертах:
Родители, постоянно сталкиваясь с таким поведением, начинают верить, что ребенок говорит правду. Это приводит к тому, что и они проявляют нездоровую реакцию на поведение ребенка и идут ему на уступки. Например, когда ваша дочь отказывается посидеть дома с маленьким братом, вы уступаете: вы не хотите слышать крики ребенка и боитесь, что дочь станет вымещать свою злость на брате. Поэтому вы меняете планы и остаетесь дома.
Подобные ошибки мышления могут вызвать у ребенка ощущение фатальности: он может почувствовать, что не способен измениться и принять ответственность за свои поступки. Он не будет чувствовать, что способен развиваться. Следует избегать такого состояния обреченности, постоянно напоминая себе о том, что измениться можно в любой момент.
КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ВИКТИМАМИ?
Чтобы понять, как общаться с виктимным человеком, необходимо учитывать к какой категории «виктимов» человек относится.
Если это аутовиктим, нужно определить, какую роль по отношению к этой жертве вы выбираете чаще всего и избавиться от этой роли.
Если вы вынуждены общаться с «чистым» виктимом, то его необходимо научить адекватному поведению. Чаще всего это либо неопытные, либо с ослабленной психикой люди, нуждающиеся в эмоциональной и информационной поддержке (развитие уверенности в себе, ориентации в социуме).
Гипервиктимные поддаются коррекции сложнее всего. Здесь может помочь (если у него будет свое собственное стремление и желание) напоминание нравственных норм, требований законов государства и морали.
Хотите проверить, насколько вы виктимны, ответьте на вопросы теста Локус контроля. Тест подразделяется на два типа:
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ВИКТИМНОСТИ?
С психологической точки зрения виктимность – это отклонение от нормы, оно поддается коррекции, подход будет зависеть от причин его возникновения.
Виктимность поведения можно устранить двумя способами:
Четыре шага к тому, чтобы помочь ребенку измениться
Запомните: изменения никогда не приходят быстро. Как только ребенок поймет, что вы верите в него, он будет стараться оправдать ваше доверие.
Мы все хотим, чтобы наши дети выросли ответственными и способными справляться с жизненными трудностями. Виктимное мышление не способствует этому. Но если вы научите ребенка брать ответственность за свои поступки, вы приблизите его к этому.
Случайности неслучайны — и действительно, наше будущее в большинстве своем определяется не случаем, а нашими же поступками. То, что кажется злым роком и неприятной неожиданностью — всего лишь закономерность, исходящая из определенных действий. Просто нужно открыть глаза и осознать собственную ответственность за происходящее с нами, научиться жить безопасно и как можно реже создавать ситуации, ведущие к трагическим последствиям.
Список нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по противодействию насилия в семье:
Что понимается под насилием в семье?
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
К категории административных правонарушений, совершенных «в сфере семейно-бытовых отношений», могут быть отнесены следующие:
Причины насилия в семье
Внешние причины – это те причины, которые зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих явлений:
Внутренние причины – это те причины, которые зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек и образа жизни:
Виды и признаки насилия в семье
Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся не только в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, но и умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение базовых потребностей: свободы, жилья, пищи, одежды и др.
Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.
Психологическое насилие – это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим, нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т п.
Экономическое насилие – это лишение человека ресурсов, необходимых для удовлетворения его материальных потребностей. Может проявляться в запрете обучаться, работать, лишении финансовой поддержки, полном контролем над расходами.
Механизм возникновения домашнего насилия
Механизм возникновения домашнего насилия строится, как правило, с начинающегося психологического давления:
Сначала идет психологическая атака. Постоянной критикой рано или поздно снижается до предельного уровня самооценка. Подрывается вера в себя. Потом закладывается чувство вины. После того, как жертва стала сомневаться в своих способностях и правильности своих действий, агрессор заставляет ее почувствовать себя ничтожеством и безмерно виноватым перед ним человеком. Подмена идеалов и слом личности. Деспот закладывает новую модель жизни. Он рассказывает, что такое хорошо, и что такое плохо. А жертва, обескураженная критикой и нападками, соглашается, потому что уже не знает, где истина. При этом агрессор старается вырвать ее из круга людей, способных отрезвить ее разум. Тем самым обеспечивает свою полную непобедимость и сохранение контроля над жертвой.
Стадии насилия в семье
При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием. Если конфликт – это конструктивное разрешение спора, то домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия. Наличие паттерна - важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье.
На начальной стадии происходит нарастание напряжения в семье. Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи.
Затем происходит насильственный инцидент - вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.
Со временем следует примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую (-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую (-его) в преувеличении событий. После этого наступает спокойный период в отношениях.
С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб. К сожалению, однажды проявившееся насилие, вероятнее всего, повторится, и не раз. В этом главное отличие домашнего насилия от обычного межличностного конфликта. Стоит ли жертвовать своей личностью и жизнью даже для горячо любимого человека? Вряд ли! Домашнее насилие приходит в семейную жизнь незаметно, а остается надолго. Оно разрушает отношения супругов и травмирует психику детей. А еще — практически все случаи морального насилия со временем заканчиваются побоями.
Алгоритм действий в случае наличия насилия в семье (пакет безопасности)
Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие:
- Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.;
- Обратите внимание на то, в каких случаях ваш партнер проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;
- Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо труднодоступных местах;
- Выучите наизусть телефоны милиции, кризисных комнат, соседей и друзей, к которым можете обратиться, будучи в опасности;
- Храните необходимые номера телефонов и документы в легкодоступном месте на случай, если придется срочно покинуть дом;
- Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии;
- Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;
- Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), храните отложенные вами деньги у себя;
- Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть кризисная комната, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;
- Обсудите со своими детьми поведение в момент опасности, отработайте специальные слова, которые будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);
- Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия. Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);
- Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;
- Во время назревания конфликта избегайте мест в доме, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (кухни, например), и одновременно будьте близки к выходу из квартиры (дома).
- В ситуации, если к вам применят насилие, покиньте квартиру.
Насилие в семье – куда обращаться?
Человек, подвергшийся домашнему террору впервые, в отчаянии – он не знает, куда идти и где искать защиту. Часто на руках маленький ребёнок или больные родственники, полная материальная зависимость от тирана и кажется, что ситуация безвыходная – даже уйти некуда. Для оказания социальной услуги временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье, в территориальных центрах социального обслуживания населения создается "кризисная" комната. "Кризисная" комната - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания.
Режим работы "кризисной" комнаты - круглосуточный. Услуга оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми территориальным центром по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).
Во время пребывания граждан в "кризисной" комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.
В период пребывания в "кризисной" комнате питание граждан при необходимости осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.
Срок пребывания в "кризисной" комнате граждан определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.
Для заключения договора оказания социальных услуг, граждане предоставляют письменное заявление и документ, удостоверяющий личность.
За оказанием данной услуги граждане обращаются в территориальный центр самостоятельно или по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, образования, внутренних дел, организаций здравоохранения, других государственных органов и организаций.
В случае экстренной необходимости в получении услуги временного приюта, и отсутствия у гражданина документа, удостоверяющего личность, услуги оказываются на основании письменного заявления с последующим предоставлением документа, удостоверяющего личность, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления.
Услуга предоставляется бесплатно.
За консультацией и конкретными видами помощи (временный приют, юридической, психологической и др.). Вы можете обратиться в
Управление по труду, занятости и социальной защите Брестского горисполкома г. Брест, ул. Красногвардейская, 4/1-2, телефон/факс: 53-99-03.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ БРЕСТСКОГО РАЙОНА ГУ, г. Брест, ул. Карбышева,11
ТАКЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ
Общенациональная горячая линия
В Беларуси действует общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801. Время работы с 8.00 до 20.00. Звонок бесплатный только со стационарного телефона. Позвонить на горячую линию пострадавшим от насилия можно и с номера мобильного оператора. В этом случае абонент будет оплачивать звонок по тарифам соединения со стационарной сетью. Специалисты горячей линии помогут разобраться в ситуации и подскажут, где и как получить дальнейшую помощь.
В медицинские учреждения
по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите наказать преступника.
В религиозные и общественные организации,
которые смогут выслушать Вас, дать совет и направить на путь решения проблемы.
Перечень общественных организаций, куда Вы можете обратиться с проблемой насилия в семье, на территории Брестской области:
В правоохранительные органы
по телефону 102 (круглосуточно). Помните, что Вы имеете право выбрать меру наказания в виде «штрафа» либо «лишения свободы».
Мы часто забываем о том, что ребенок, на глазах у которого били мать, брата или сестру, тоже становится жертвой. Как это может отразиться на его дальнейшей жизни?
Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки свойственны всем подобным детям, но многим из них.
Эмоциональные реакции:
никчемность/бессилие;
чувство вины и ответственности за насилие;
страх за себя, братьев и сестер и мать;
гнев/ смущение/ унижение;
принятие насилия.
Поведенческие реакции:
проигрывание ситуации / уединение/стремление угодить насильнику;
беспокойство/ неспособность сконцентрироваться;
проявление насилия для самовыражения;
плохая успеваемость/ слабая школьная посещаемость.
Психические и физические реакции и последствия:
получение повреждений при вмешательстве в конфликт;
энурез / нарушение сна;
головные боли/ боли в животе;
отставание в развитии и др.
Особенности различных реакций детей, ставших свидетелями насилия
над другими членами семьи
Страхи. Дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения. Очень часто, безопасная атмосфера приютов способствует проявлению неразрешенных страхов из прошлого.
Внешние проявления поведения. Дом, в котором прибегают к насилию, совершенно непредсказуем, это пугающее место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам.
Неспособность выразить чувства вербально. Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие есть способ, которым "взрослые" разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об их чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.
Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они - дети являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личностей своих родителей.
Защитник матери. Многие дети из семей, где практикуется насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу, за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смиряются с насилием. Впоследствии дети могут перестать испытывать чувство вины за то, что они сердятся и возмущаются поведением своих родителей.
Разочарования. Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряженна. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях.
Отсутствие информации. Многие матери, которые не хотят травмировать своих детей, стараются спрятать от них факты насилия. Дети чувствуют беспокойство и огорчение, которые испытывает их мать, но не понимают, с чем это связано. Многие дети не понимают даже почему они находятся в приюте. Без полной информации и полной ясности ситуации дети (точно также как и взрослые в данном случае) не могут адекватно реагировать на ситуацию.
Чувство, "заслуженности" жестокого обращения. Многие матери, которые не хотят настраивать детей против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Ребенок, видит мать в синяках и со следами побоев, и ему говорят: "Все в порядке детка, папочка нас действительно любит", приходит к выводу, что быть любимым означает испытывать физическую боль. Ребенок, мать которого постоянно оправдывает своего отца, за причиняемое им насилие, часто начинает чувствовать, что он тоже "заслуживает" чтобы его избивали.
Чувство ненужности. Так как родителям приходится отдавать много энергии и сил на разрешение конфликта, то у них остается мало сил на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. В результате у детей может возникать чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.
Изоляция. В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя какими-то особенными. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников.
Разноречивые чувства по отношению к отцу. Дети продолжают считать отца своим отцом вне зависимости от того, что отец жестоко обращался с матерью и с ним самим. Поэтому ребенок может испытывать различные чувства по отношению к своему отцу, например, скучать по нему, желание вернуться домой, чтобы заботиться об отце и т.д.
Таким образом, любая ситуация насилия, в которой оказывается ребенок носит полифакторный характер. Жестокое поведение, агрессия, насилие в присутствии ребёнка является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем могут сопровождают человека всю жизнь.